3 ч. назад  31  3687

Якутск принял участников международного проекта «Аляска – Сибирь - 2015»

Якутск принял участников международного проекта «Аляска – Сибирь - 2015»

31 июля самолеты легендарной воздушной трассы «АлСиб», спустя 70 лет, вновь приземлились на аэродром аэропорта «Якутск».
 
 
Проект «Аляска – Сибирь - 2015» реализуется при содействии Русского Авиационного Общества, международной компании Wargaming и некоммерческого фонда BRAVO 369 с целью возрождения исторической памяти о воздушной трассе АлСиб. Два самолета -  Douglas DC-3 и С-47 тех лет, специально подготовленных к акции памяти,  повторяют маршрут перелета по легендарной перегоночной трассе. В проекте принимают участие российские лётчики и пилоты из США.
 
 Меньше чем за 2 недели преодолен маршрут Грейт-Фолс – Фэрбенкс – Анадырь – Магадан – Якутск. Впереди Братск, Красноярск и Москва - исторический маршрут специально продлен до столицы для участия самолетов  в Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2015), после чего они будут экспонироваться в г.Москве в музее вооруженных сил или Минобороны. 
 
О значении города Якутска в трассе «Аляска – Сибирь» говорит Михаил Егорович Васильев, ветеран авиации Якутии, автор книги «Авиаторы Якутии в боях за Родину»:
 
 - По географическому расположению Якутск находился примерно посередине перегоночной трассы. В итоге колоссальных работ, в аэропорту «Якутск» в 1942 г. появилась возможность эксплуатации и ремонта тяжелых транспортных и боевых самолетов, был расширен аэродром, возведено много технологических и бытовых объектов, также здесь работал самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр – все это делало Якутск центром перегонки. В Якутске были расположены штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки. АлСиб называют Трассой Дружбы, тогда советские и американские летчики сплотились во имя одной цели, творили общую историю.  Помимо перегнанных 8 тыс.
американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, поставлялась военная техника, грузовой транспорт и продовольствие. АлСиб также называют Трассой Мужества, потому что американским самолетам, не в полной мере адаптированным под наши метеоусловия, приходилось преодолевать десятки тысяч километров над тундрой, горными хребтами, глухой тайгой в крепкие морозы, на большой высоте, с минимумом видимости и недостатком кислорода. Кроме того, наш летный состав впервые садился за штурвал американских самолетов. Все это, к сожалению, не исключало возможности аварий – всего за историю трассы было 45 катастроф, 113 жертв. 
 
 
Перегоночная трасса «Аляска – Сибирь» сыграла большую роль в истории развития якутской авиации, ведь ее летчики в последующем составили золотой фонд личного состава Якутского управления гражданской авиации. Среди них – Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Петр Кухто, Федор Козин, Владимир Браташ... Звание Героя Советского Союза получили летчики-якутяне Сергей Асямов, Михаил Лорин, Владимир Сапожников, Иван Симаков, Иван Шаманов, Ефим Парахов.
 
Проект «Аляска – Сибирь-2015» имеет огромное значение, не побоюсь этого слова, в укреплении международных отношений. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне возрождение исторического маршрута – это дань памяти героическому прошлому Родины. 
 
 «Дугласов» на взлетно-посадочной полосе единственного в республике международного аэропорта «Якутск» с хлебом и солью торжественно встретили ветераны авиации, руководители и сотрудники главной воздушной гавани Якутии и других авиапредприятий, а также представители СМИ. Далее в сквере им. Ю.А. Гагарина состоялся митинг памяти участников воздушной перегоночной трассы «Аляска-Сибирь». Перед собравшимися выступили участник ВОВ, председатель Совета ветеранов г.Якутска Михаил Попов, кандидат исторических наук, автор многочисленных книг об авиации Якутии Иван Негенбля, ветеран авиации, основатель музея авиации республики Михаил Васильев и генеральный директор ООО «Русавиа», руководитель проекта Сергей Баранов. 
 
Напоминаем, что жители и гости г. Якутска смогут стать участниками уникальной акции и посмотреть на легендарные самолеты в воскресенье, 2 августа, с 11 ч. до 15 ч. на аэродроме аэропорта «Якутск» (вход через «нулевые» ворота,  со стороны международного терминала). 
 
Следует добавить,  что в этом году памятник легендарному якутскому летчику, участнику перегоночной трассы Алсиб  Валерию Кузьмину  будет перенесен с улицы Гагарина на привокзальную площадь им. В.И. Кузьмина, где также будет построен сквер (все финансовые затраты и организационные вопросы взял на себя аэропорт "Якутск"). Планируется, что памятник на привокзальной площади будет открыт к 90-летнему юбилею Гражданской авиации Якутии, который отмечается 8 октября. 
 
Помимо этого, к этому времени будет создан обновленный музей авиации, который будет располагаться на втором этаже нового аэровокзала на 100 кв. метрах. С момента создания музея в 2002 году, он размещался по адресу ул. Гагарина, 8 в деревянном здании, принадлежащем аэропорту. 
 
 
Для увековечения памяти первого летчика из народа саха Валерия Ильича Кузьмина аэропорт «Якутск» инициировал присвоение его имени международному аэропорту «Якутск». В настоящее время инициатива согласована с Рескомом профсоюза авиационных работников РС(Я). 
 
Справка:
 
«Аляска – Сибирь» - воздушная трасса, действовавшая с 1942 по 1945 гг., по которой из США в СССР по договору ленд-лиза перегонялись американские самолеты.  За время почти трёхлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста из г. Грейт-Фолс в г. Красноярск было доставлено 7926 боевых самолетов, а также  вооружение, транспорт, материалы и продовольствие. Трасса на территории СССР была условно разделена на 5 этапов:
 
 ● Фэрбенкс (Аляска) – Уэлкаль (Чукотка), 1493 км. – пролегал  по Аляске над дремучими лесами долины реки Юкон, до города Нома на побережье. Далее – через суровый Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки.
● Уэлкаль – Сеймчан (Магаданская область) – 1450 км. – проходил над безлюдной Центральной Чукоткой и Колымским хребтом.
● Сеймчан – Якутск  - 1167 км. был самым тяжёлым. Приходилось преодолевать 1167 километров через полюс холода, где температура доходила до минус 600, над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках.
● Якутск –  Киренск (Иркутская область) – 1330 км. – проходил над глухой тайгой.
● Киренск – Красноярск – 960 км. Он также проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.
 
Фото Саргыланы Сандар
 
Комментарии 3